Воспитательная работа в ФГОУ ВПО "Смоленская ГСХА"
Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и в обстановке ослабления идеологического прессинга. Воспитание заключается в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
Цели воспитания студентов в Академии:
- обеспечение оптимальных условий для разностороннего развития личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, гражданской ответственностью, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
- создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
- формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества) и др.
Учебный процесс в целом, каждая дисциплина в отдельности нацелены на решение воспитательных задач, которые имеют свою социально-возрастную специфику на разных стадиях реализации образовательных программ. На 1-2 курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития, на 3-4 курсах приоритетным становится творческое приобщение студентов к избранной специальности, акцент делается на формирование умений и качеств, необходимых в будущей профессии. На заключительном этапе обучения (5 курс) завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста, при этом резко возрастает удельный вес индивидуальной работы со студентами.
Общение студентов с преподавателем, начавшись на занятиях, получает естественное продолжение во внеучебной работе. Преподаватель играет ключевую роль как в обучении студента и усвоении им профессиональных умений и навыков, так и в самом процессе вхождения студента в академическое сообщество. Воспитательная миссия преподавателя проявляется в неукоснительном соблюдении правовых и нравственных норм, правил поведения и внутреннего распорядка, следовании принципам профессиональной и научной этики. Демонстрируя приверженность традициям и ценностям академического сообщества, преподаватель способствует их усвоению самими студентами, осознанию ими своей принадлежности к профессиональному сообществу.
Адаптация первокурсников к условиям обучения в Академии является одной из важнейших учебно-воспитательных проблем. В этой связи особое значение приобретает институт кураторов, оказывающих помощь студентам в освоении навыков учебного труда, решении их психологических проблем, знакомящих их с традициями и нормами жизни в Академии.
Другими формами воспитания являются ознакомительные экскурсии для студентов-первокурсников, посвящение в студенты, проведение общеакадемических и факультетских праздников (фестивали КВН, «ФЕСТОС», конкурсы «Нам этот мир завещано беречь», «Студенческая весна», «Мисс Академия», «Участие в областном конкурсе молодых художников»).
Воспитательная работа немыслима без участия в ней самих студентов. Современное студенческое самоуправление может и должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов.
Проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий призвано решать самый широкий спектр задач – от духовно-нравственного и эстетического до физического и экологического воспитания. Кроме того, организация студенческого досуга является эффективным средством профилактики правонарушений и асоциального поведения.
Субъектами организации всех видов деятельности студентов являются ректорат, деканаты, кафедры, профсоюзная организация и общественные объединения, студсоветы, сами студенты. Координацию внеучебной работы осуществляет проректор по учебной и воспитательной работе.
При Академии функционирует Совет по воспитательной работе, главной целью которого является совершенствование и повышение качества эффективности методической и организационной работы по воспитанию студентов в академии, а также введена должность помощника проректора по учебной и воспитательной работе.
Координацией и организацией внеучебной работы на факультете осуществляют заместитель декана, старший куратор. Для организации внеучебной работы с академической группой на основании распоряжения декана закрепляется куратор на 1-2 курсах. Основная цель работы кураторов – формирование развитой, активной личности специалиста, способного в своей трудовой деятельности проявить гражданские, профессиональные, нравственные качества.
Воспитание – процесс непрерывного творческого поиска. Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер. Необходимо постоянно изучать и обобщать положительный опыт воспитательной деятельности, распространять его среди кураторов, на кафедрах и во всех других подразделениях Академии. Поэтому концепция воспитательной работы в Академии должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.